• Главная страница
• Положение
• Новости и акции
• Вопросы-ответы

• Регистрация
• Вход для участников

• Конкурсы
• Итоги конкурсов
• Поиск

• Архив Фестивалей

• Мастер-классы
• Репортажи
• Олимпиады

• Оргкомитет
• Написать письмо
• Группа вКонтакте
 
 


ZNV.RU - Мастер-классы - Мастер-класс "Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка"

Мастер-класс "Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка"

Однобурцева Оксана Николаевна
учитель музыки
МОУ СОШ №8
город Аткарск Саратовской области
Россия

Творческие, экспериментальные, исследовательские, интегрированные, урочные, внеурочные, индивидуальные, коллективные - каких только не увидишь проектов в школьной жизни сегодня. Проекты, как технология развития познавательных интересов учащихся, их социализации приобретает в настоящее время широкое распространение и на уроках музыки. В своём мастере-классе, я постараюсь научить вас придумывать и создавать различные проекты по предмету музыка. Вы сможете посмотреть и убедиться, с каким энтузиазмом участвуют в разработанных и организованных мною проектах учащиеся, педагоги, да и родители нашей школы. Все представленные проекты демонстрировались перед зрителями. Ведь публичная защита проекта перед одноклассниками, учащимися других классов, родителями, жителями района приобретает значение подлинно художественного события в школьной жизни, да и в личной жизни каждого ребёнка.


Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

На уроках музыки каждый учитель обязательно ведёт вокально-хоровую работу со всеми учащимися класса. Но продемонстрировать своё вокальное и артистическое мастерство на различных концертах могут не все дети, а лишь участники вокальных кружков, имеющие музыкальную одарённость (слух, голос).

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

А это значит, что возможность показать себя в сценическом исполнительстве, проявить перед слушателями своё музыкальное самовыражение, есть не у всех. У таких детей снижается самооценка, уменьшается увлечённость и заинтересованность предметом Музыка.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Я попыталась на базе нашей школы создать такой экспериментальный проект, который позволил бы объединить в хоровом вокальном исполнительстве всех обучающихся школы, не зависимо от их музыкальных способностей – проект в котором главными критериями оценки стали:
- массовость исполнения,
- эмоциональность исполнения,
- сценическая культура,
- творческая находка,
- имидж класса,
- хорошее настроение.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Экспериментальный творческий проект «Поём всем классом, поём всей школой»

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Классификация проекта: практико – ориентированный
Ведущая деятельность проекта: творческая
Время работы над проектом: 1 октября – 15 ноября (краткосрочный)
Форма организации детей: коллективная
Режим работы: урочно – внеурочный

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Проект предназначен для обучающихся 1-7 классов с целью активизации учебно-познавательного процесса, расширения кругозора детей и приобретения элементарного опыта участия в проектной деятельности, с учётом потенциальных возможностей школьников.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

В рамках проекта обучающиеся обогащают свои знания посредством ознакомления с творчеством поэтов и композиторов песенников разучивают и исполняют вокальные произведения принимают участие в совместной музыкальной деятельности обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, проявляют свои способности придумывать творческие находки, касающиеся конкретных выступлений. Всё это способствует развитию голоса, речи, познавательных и творческих процессов у детей.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Работа над проектом расширяет кругозор обучающихся, организует их внимание на популяризацию искусства хорового пения, помогает выявлять наиболее талантливых и ярких исполнителей хорового жанра, способствует сплочению творческих коллективов классов, организует творческое общения между хорами, развивает интерес к изучению творчества современных композиторов, формирует имидж образовательного учреждения, как школы высокой культуры и большого творческого потенциала.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Работа над проектом предполагает: 1) организацию каждого класса обучающихся для совместного нахождения и разучивания вокально-хорового материала 2) привлечение классных руководителей и родителей в работу над проектом в качестве помощников и консультантов для детей 3) презентацию проекта на конкурсе «Битва хоров», который будет проходить во время школьной Недели Музыки 4) обсуждение итогов работы учащихся над проектом, награждение участников дипломами различной степени.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Данный проект рассчитан на тесное сотрудничество коллектива учащихся. Также учитывается, что школьники в силу индивидуальных вокальных возможностей, возрастных особенностей не обладают достаточными умениями и опытом, необходимым для самостоятельной реализации проекта, поэтому учитель музыки выступает в роли координатора, направляя работу, организовывает все этапы проекта (по классам) и корректирует их по мере необходимости. Работа над проектом ведётся по плану в содружестве обучающихся, учителя музыки и классных руководителей.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Календарный план развития проекта
1 этап - Подготовительный
Получение разрешения администрации школы на осуществление проекта.
Обсуждение с учащимися вопросов, связанных с проведением проекта, вовлечение классных руководителей в проектную деятельность.
Проведение подготовительных занятий (уроков музыки) со школьниками – участниками проекта.
Деление классов на 2 подгруппы: начальная школа, среднее звено школы.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

2 этап - Планирование
Определение направлений деятельности для каждого класса, определение вокального репертуара, составление плана реализации проекта, определение сроков исполнения.
Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

3 этап - Реализация
Выполнение вокально-хоровой работы по каждому классу.
Написание сценариев конкурсов «Битва хоров».
Предварительные репетиции, внесение необходимой коррекции, рекомендации по дальнейшей работе.
Анализ подбора репертуара для заключительного этапа, рекомендации по работе.
Создание вокальных ансамблей из желающих родителей в разных классах.
Вокально-хоровые выступления классов (по 2 песни от класса) на общешкольном конкурсе «Битва хоров», проходящем в рамках Недели Музыки.
Выступления учащихся, занимающихся в школьных вокальных студиях «Дети солнца» и «Карамельки».
Внеконкурсные выступления ансамблей родителей.
Работа жюри - определение уровня достижений каждого класса и вокальных студий школы, выявление Победителей в номинации «Самый сплочённый и артистичный хор» (отдельно для обучающихся начальной и средней школы)

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

4 этап - Аналитический (рефлексия)
Определение законченности деятельности по данному направлению.
Освещение в школьной газете, освещение в районной муниципальной газете «Аткарская газета», публикации на различных сайтах Интернета.
Организация отчёта результатов проведённого проекта (фотоотчёт) .
Награждение обучающихся дипломами различной степени.
Создание плана следующих работ на основе проведённого анализа и накопленного опыта.

Любителям всего народного предлагаю научиться работать над проектами русского народного творчества.
Например - "Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций».

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Ещё один проект, работу по которому я хочу вам показать называется - "Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций».
Всё началось с того, что нашей школе предложили участвовать в муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг», на котором нужно было рассказать и театрализовано – музыкально показать, любой на выбор старинный обряд. Взяться за разработку какого-либо известного всем обряда, до сих пор существующего в современном обществе (масленица, свадьба, пасха, рождество и т. д) интереса и желания не было. Мы долго определялись с выбором подходящего нам направления. И вот, взвесив все за и против, вспомнив о том, что наша школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию детей, имеет свой кадетский класс, мы пришли к выводу, что учащимся будет познавательно и интересно узнать всё о русских воинских обрядах, начиная с периода воинов - дружинников и заканчивая рекрутскими временами.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Совместная с учащимися работа, над предложенным мною исследовательским проектом, способствовала изучению учащимися рекрутских песен и обрядов, помогла в написании сценария и общей подготовке к выступлению на конкурсе. Нас всех объединила и сплотила любовь к русскому фольклору, заинтересовала история этнографии, народных песен, танцев, костюмов, инструментов. Всю школу закружило в увлекательном фольклорном хороводе, состоящем из усердных репетиций, реквизита и ярко вышитых костюмов. И у нас всё получилось, всё состоялось, всё сложилось! Общими усилиями мы сумели сделать масштабное представление глубокого смысла, высокой сценической культуры и исполнительского мастерства - театрализованное музыкальное действо «Рекрутский обряд». Я уверена, что каждый ученик нашей любимой школы после того, как «прикоснулся» к русской старине, к фольклорным обрядам, к тому большому, общему, масштабному и прекрасному действу, будет и дальше с удовольствием изучать, любить и пропагандировать русскую культуру.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка и по восприятию понятно ему. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств, качеств и формировании мировоззрения.
Изучая русские песни, обычаи и обряды, учащиеся постигают огромный жизненный опыт своего народа, приобретают знания истории и истоков культуры, при этом решаются задачи не только музыкального и эстетического воспитания, но и духовно-нравственного совершенствования личности.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Воспитать уважение к русской народной культуре, научить детей самостоятельному общению с народным искусством, побудить интерес к фольклорным песням, обычаям и традициям, активизировать учебно-познавательный процесс, расширить кругозор детей, дать возможность приобрести элементарный опыт участия в проектной и концертной деятельности.

Задачи проекта
1. Расширение представлений воспитанников о народном творчестве: песенное и устное творчество традиции и обряды народных праздников народный костюм народные инструменты.
2. Формирование исполнительских умений и навыков: речевых, певческих, двигательных, игры на музыкальных инструментах
3. Развитие творческих, музыкальных, танцевальных, художественно - прикладных способностей (чувства ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления)
4. Способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением народного искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым своего народа
5. Способствовать развитию опыта учащихся через интонации народной песни, музыки, музыкальных инструментов
6. Воспитывать эстетические и духовно-нравственные качества личности через все жанры народного искусства.

Проект предназначен для обучающихся 3-11 классов.
В рамках проекта учащиеся обогащают свои знания в ходе ознакомления с рекрутскими песнями, обрядами и традициями русского народа разучивают и исполняют рекрутские частушки и страдания, рекрутские песни на украинском языке принимают участие в общешкольной музыкально-театральной деятельности обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Работа над проектом предполагает:
1) выборочное привлечение детей 3-11 классов, из числа тех, кто обладает музыкальными, танцевальными или театральными способностями,
2) работа в классах над докладами по исследованию рекрутских песен и обрядов,
3) привлечение учителей школы в качестве актёров для участия в театрализованном музыкальном действе «Рекрутский обряд»,
4) привлечение гармониста из числа родителей учеников школы,
5) репетиционная подготовка – разучивание слов сценария, рекрутских песен, народных танцев,
6) демонстрацию проекта на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг»,
7) обсуждение итогов работы над проектом, награждение.
Данный проект рассчитан на тесное сотрудничество коллектива учащихся из разных классов. Учитель музыки выступает в роли координатора, режиссёра, сценариста, направляя работу, организовывает все этапы проекта и корректирует их по мере необходимости. Работа над проектом ведётся по плану в содружестве обучающихся, учителя музыки и учителей школы.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Календарный план развития проекта
1 этап -Подготовительный
Получение задания администрации школы на подготовку и создание обрядового действа.
Обсуждение с учащимися вопросов, связанных с подготовкой и проведением исследований по теме рекрутских песен, обрядов и традиций.
Проведение подготовительных занятий (уроков музыки) в 3-7 классах, согласно рабочим программам и тематическому планированию:
- 3 класс - «Родной обычай старины» (музыка в народных обрядах,
- 4 класс - «Жанры русских народных песен»,
- 5 класс - «Фольклор в музыке русских композиторов»,
- 6 класс - «»Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»,
-7 класс - «Пусть музыка звучит» (этномузыка, использование фольклора профессиональными музыкантами) .
Привлечение в классах учеников для групповой работы над тематическими докладами по темам:
- 3 класс – «Русские народные музыкальные инструменты»,
- 4 класс – «Русские народные танцы»,
- 5 класс – «Как выглядели рекрутские костюмы»,
- 6 класс – «Рекрутские песни, как отдельны жанр русских народных песен»,
- 7 класс – «Рекрутские обряды и обычаи Руси».

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

2 этап -Планирование
Определение направлений деятельности для групп каждого творческого направления (вокал, хореография, театрализация) .
Определение вокального и танцевального репертуара, составление плана реализации проекта, определение сроков исполнения.
Вовлечение учителей школы в проектную деятельность.
Приглашение гармониста.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

3 этап - Реализация
Выступление с тематическими докладами на уроках музыки (по классам) .
Выполнение вокально-хоровой, танцевальной и театральной работы по каждому направлению.
Написание сценария «Рекрутский обряд».
Предварительные репетиции, внесение необходимой коррекции, рекомендации по дальнейшей работе.
Выступление на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг».
Награждение.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

4 этап - Аналитический (рефлексия)
Определение законченности деятельности по данному направлению.
Освещение в школьной газете, освещение в районной муниципальной газете «Аткарская газета», публикации на различных сайтах Интернета.
Организация отчёта результатов проведённого проекта (фотоотчёт, видеоотчёт) .
Награждение.

Каждый учитель стремиться сделать свои уроки творческими и занимательными, добиться того, чтобы интерес был постоянным и устойчивым. А там, где интерес, там и успех. Именно поэтому я решила вовлечь детей в проект по обучению вокальному исполнительству песен на иностранных языках - общешкольный интегрированный творческий проект «Учимся петь иностранные песни»
Английская (французская) молодежь имеет свою песенную культуру, в ней отражаются её видение мира, её ценности, национальные традиции. Разучивая иностранные песни, учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка. У них создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности, ведь специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.
Песни на иностранном языке - это увлекательное занятие, вызывают большой интерес у школьников. Атмосфера радости и увлеченности, ощущение посильности заданий способствуют развитию детей, помогают преодолеть стеснительность, которая мешает употреблять иноязычные слова в речи.

Цель проекта
Через музыкальное искусство и вокальное исполнительство способствовать появлению у учащихся:
- заинтересованности в ознакомлении с культурой и традициями других стран,
- интереса к интегрированному виду деятельности,
- желания реализовать себя в новом, интересном творчестве.
Задачи проекта
Среди главных задач проекта – развитие музыкальной активности детей, получение всеми участниками проекта импульса творческого воображения и огромного потенциала эмоционального воздействия.
При обучении исполнительству английских (французских) песен необходимо выполнить ряд учебных и воспитательных задач: обогатить духовный мир ребенка, расширить его словарный запас, развить память и внимание, овладеть навыками иноязычного произношения, закрепить правильное произношение и артикуляцию, воспитать чувства толерантности и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка.
Участники проекта:
• учитель музыки,
• учителя английского языка,
• учащиеся (9 -15 лет) .
Ожидаемые результаты
• Появление мотивации и заинтересованности у ребят, обучающихся исполнению песен на иностранном языке,
• Появление умения оценивать с помощью иностранных песен чужую мысль, чужое творчество,
• Осуществление задач эстетического воспитания учащихся, сплочение коллектива,
• Творческое самовыражение каждого учащегося вокального кружка через вокальное исполнительство иноязычных песен.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

План проведения проекта
Подготовительный этап:
• Выявление уровня заинтересованности учащихся изучением песен на иностранных языках,
• Ознакомление обучающихся с краткой информацией о проекте.
• Поиск в сети Интернет музыкального и видеоматериала, прослушивание, выбор подходящих песен, как для вокальной группы, так и для индивидуальных исполнителей.
• Формулирование целей, задач и сроков реализации проекта.
• Определение с сольными исполнителями, желающими исполнять иностранные песни.
• Разработка плана работы вокальной группы и индивидуальных занятий.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Основной этап:
• Беседы о странах и городах (Англия, Франция, Румыния, об историях создания иноязычных песен, разучиваемых в данном проекте, их исполнителях:
- песня «Hit The Road Jack», исполнитель Ray Charles, показ презентации «История жизни великого американского музыканта Рэя Чарльза» (Нищее детство, потеря брата, ранняя слепота, наркотики, женщины, 12 детей, борьба с расизмом, а также незаурядный талант, блестящая карьера и настоящая революция в музыке,
- песня «Obladi Oblada», исполнители - The Beatles (группа Битлс, а также наставники телепроекта «Голос дети 2 Сезон», показ презентации «The Beatles и его легендарные участники» (Образование Битлз, их первые шаги к славе, легендарные участники, люди которые, увидели будущее в Битлзе, битломания, на пике популярности, распад, конец эры Битлз, памятник ливерпульской четверке., просмотр видеоклипа «Obladi Oblada» (Максим Фадеев, Пелагея, Дима Билан,
- песня «Let my people go», исполнители Луи Армстронг, детский ансамбль «Непоседы», детский ансамбль «Звоночек», кавер-версия на "Go Down Moses" в исполнении Radio-RecordDanse-2013, показ презентации «Знаменитый американский джазмен, трубач, певец Луи Армстронг», презентации «История появление песни «Let my people go» (духовно-религиозный характер, библейские сюжеты – история Моисея, музыкальный стиль спиричуэл, первый исполнитель Paul Robeson (Пол Робсон) - борец за права чернокожих,
- песня на французском языке «Derniere danse», исполнитель Indila, а также участники проекта «Голос дети - 2 и 3 Сезоны», просмотр видеоклипов, презентация «Адила Седрая — французская певица и автор песен»,
- англо - румынская песня «No, No», исполнитель Лерика (Детское
Евровидение - 2011, просмотр видеоклипа песни, презентация
«Конкурс песни «Евровидение» (международный конкурс эстрадной песни среди стран членов Европейского вещательного союза, участники конкурса, трансляция, легендарные исполнители Евровидения,
- песня «Europe», исполнитель Миляуша Фазулзянова, просмотр ее личного сайта «Миляуша Фазылзянова – новая звезда татарской эстрады», просмотри видеоклипа песни,
- детская песенка для начальной школы «Jass for you» современного композитора Людмиды Скрягиной.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

• Работа над песнями с коллективами и солистами по плану:
- Краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание и т. д., установка на первое восприятие песни
- Первое музыкальное предъявление песни знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деление на музыкальные фразы
• Работа в группах на кружковых занятиях по английскому языку с учителями-предметниками
- Проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста)
- Повторное прослушивание песни с опорой на текст
- Чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации с опорой на текст песни
• Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы и аккомпанемента.

Мастер-класс Мастер-класс Вовлечение учащихся школы в проектную деятельность на уроках музыки и на занятиях вокального кружка

Экспериментируйте, исследуйте, творите!
Всем желаю успехов в проектной музыкальной деятельности!

 


Отзывы и комментарии: 1