• Главная страница
• Положение
• Новости и акции
• Вопросы-ответы

• Регистрация
• Вход для участников

• Конкурсы
• Итоги конкурсов
• Поиск

• Архив Фестивалей

• Мастер-классы
• Репортажи
• Олимпиады

• Оргкомитет
• Написать письмо
• Группа вКонтакте
 
 


ZNV.RU - Мастер-классы - Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: рекомендации по структуре, содержанию и оформлению.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: рекомендации по структуре, содержанию и оформлению.

Волкова Валентина Васильевна
Методист, педагог дополнительного образования
МБУ ДО "Центр развития и творчества"
Костромская область. г. Нея
Россия

Написание программы - это тяжелый труд. И педагогу очень важно иметь под рукой методические рекомендации по написанию программ. В данном мастер классе дана технология написания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – это:
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат
- модель образовательного процесса, отражающая процесс взаимодействия всех его участников и содержащая ценностно-целевое обоснование содержания образования и технологии его передачи воспитанникам
-комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, представленный в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст. 2, п. 9).
Написание программы - это тяжелый труд. И педагогу очень важно иметь под рукой методические рекомендации по написанию программ.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Титульный лист программы. Что должно быть обязательно на титульном листе.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Образец титульного листа.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Основные элементы пояснительной записки.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Направленностей программы может быть 6: художественная, физкультурно-спортивная, техническая, социально-педагогическая, естественнонаучная, туристско-краеведческая.
*Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями)

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Новизна программы. Используя слова «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Актуальность программы обусловлена … (потребностями и интересами обучающихся, современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др.). Здесь автор формулирует педагогическую проблему, которую обосновывает как значимую: поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым адресована программа, и предпосылки в решении этих задач. Актуальность - важность, значительность для настоящего момента, современность, злободневность авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемой программы. Слово «актуальность» происходит от латинского actualis - действительный, настоящий. В качестве синонимов актуальности можно привести слова жизненность, насущность, важность, своевременность, современность. Актуальные проблемы, вопросы - это те, которые волнуют людей в данный момент на сознательном и подсознательном уровне.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности обучающегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Возможно кратко отразить те основные идеи, на которых базируется программа, не вошедшие в указанные позиции.
Словарь: Целесообразность педагогическая – наибольшее соответствие выбранного подхода (варианты содержания, действий, технологии, методов, средств) образовательной деятельности для достижения оптимального результата в данной ситуации.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Отличительные особенности программы (программа принципиально новая или модифицированная, за основу взята ... обобщен опыт … преимущества данной программы перед аналогичными, принципы отбора и формирования содержания). Далее, используя слова «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима.
Задачи конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: (должны отвечать на вопрос: Что сделать?)
- научить …
- привить …
- сформировать …
- развить …
- воспитать …

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

- Возраст учащихся, которым адресована программа (возрастные особенности и их учет, принципы набора и формирования групп, количество учащихся в группах).
- Формы занятий: (указываются формы с краткой характеристикой).
- Срок реализации программы: количество недель, месяцев, лет, необходимых для освоения программы (запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых результатов).

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Возраст обучающихся, которым адресована программа - возрастные особенности и их учет, принципы набора и формирования групп, количество учащихся в группах.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Запланированный срок должен быть реален для достижения цели и ожидаемых результатов.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Формы и режим занятий. Основание – нормативные требования СанПиН 2.4.4.3172-14 .

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Ожидаемые результаты (планируемые): четко и конкретно, в соответствии с целью и задачами, перечислены достижимые приобретаемые знания, умения и навыки, качества личности, приоритет формирования общих способностей над специальными, личностные и метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Программа включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебным планом.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Формы подведения итогов должны соответствовать направленности программы. Возможны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и особенностям обучающихся, мониторинг эффективности реализации программы.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Учебный план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Образец. Как должен выглядеть учебный план.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно УП.
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП.
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме).
- материал следует излагать назывными предложениями.
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.).
- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Образец оформления содержания УП.
Отражает современные достижения развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, интересное содержание для обучающихся.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Методическое обеспечение программы должно быть описано максимально подробно.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ №273, ст.2, п.92 ст. 47, п.5). Календарные учебные графики должны быть закреплены локальным актом образовательной организации.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Оформление календарного учебного графика может быть таким.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Оформление календарного учебного графика может быть также таким. Но его структура должна быть закреплена локальным актом организации.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Методическое обеспечение программы включает в себя также и
материально-техническое обеспечение (условия реализации программы):
- помещение, площади, оборудование, приборы, информационные ресурсы
- требования к учебному кабинету (его размерам, освещению, вентиляционному режиму, покрытию пола)
- требования к оборудованию (технические средства обучения, специальные приспособления при оформлении образовательных программ детских объединений, информационных технологий, необходимо указать компьютерный класс)
- требования к оснащению (инвентарь и расходные материалы в расчёте на каждого обучающегося в объединении).

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Список литературы оформляется по ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

К программе должны быть приложения. Они хранятся у педагога, и нарабатываются с каждым годом.

Мастер-класс Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рекомендации по структуре содержанию и оформлению

Если Вы решили написать программу, изучите нормативно-правовые документы, используемые при написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п. 12, 17, 21)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
И тогда написать программу станет гораздо легче. Успехов Вам!

 


Отзывы и комментарии: 1