
ZNV.RU - Мастер-классы - Мастер-класс «Реактивное движение: модель ракеты»
Мастер-класс «Реактивное движение: модель ракеты»
Филатова Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Центр культуры "Китеж" с. Владимирское, Воскресенский район, Нижегородская область Россия
Мастер класс предназначен для учащихся начальной школы.В данном мастер-классе предлагается познакомиться с реактивным движением на примере модели ракеты. Техника исполнения - моделирование из бумаги по шаблонам. В конце мастер-класса можно провести соревнования по запуску ракет на дальность полета.

Цель:
Дать представление об основных конструктивных особенностях ракет космического назначения.
Изготовить модель ракеты.
Задачи:
Дать познавательный материал для расширения научного кругозора учащихся.
Познакомить учащихся с принципом реактивного движения.
Провести практическое занятие по техническому творчеству: изготовить и запустить модель ракеты.
Оборудование:
Набор для моделирования ракеты (картон, карандаш, клей, ножницы, канцелярский нож).
Набор для опыта по реактивному движению (воздушный шарик, пластиковая трубка, длинный шнурок ~ 2-3 м, скотч, тугая прищепка)
Введение
Реактивное движение происходит от слова реакция: реакция - это очень распространенное понятие. В общении (психологии) «реакция» на добрые или обидные слова - это какой-то ответный поступок или мысли (сказать спасибо, например, обрадоваться, огорчиться).
В физиологии: реакция на кислый вкус - это обильное выделение слюны. От громкого внезапного звука человек может испугаться, вздрогнуть. Если обожжется–отдергивает руку.
Реакция очень важна в спорте. При игре в пин-понг, например, нужна хорошая реакция, чтобы отбить ракеткой шарик.
Реакция есть в химии. Например, горение – это реакция окисления вещества кислородом, когда они соприкасаются.
И, наконец, в физике.
Когда мы кладем или ставим что-то на стол, например, компьютерную мышку, почему мышка никуда не девается?
Мы с вами приходим к мысли, что если бы не было стола, мышка бы упала. Стол не позволяет мышке упасть. В этом заключается его реакция на вес мышки. Стол – опора для мышки. И мы имеем дело с реакцией опоры. Во всех этих примерах есть общее: есть какое действие и есть ответное действе. То есть, реакция – это ответное действие.
В самом деле, как переводится слово реакция с латинского языка? Ре-Акция. Первая часть re—означает против, actio —действие.
Реакция - это действие, возникающее в ответ на какое-либо действие.
А что будет с лодкой, если сделать гребок веслами? Весла будут давить на воду, и она начнет перемещаться, потечет. В этом заключается реакция воды. А лодка начнет плыть, но в другую сторону. В этом – реакция лодки. Колесо автомобиля, вращаясь, толкает асфальт. Реакция асфальта не заметна – он гораздо тверже воды. А вот реакция автомобиля заметна: он едет. Если человек, стоящий на коньках отбросит от себя какой-нибудь тяжелый предмет, то предмет отлетит, но человек немного отъедет. Отдача у пушки при выстреле – это тоже реакция.
Реакция есть во многих явлениях.
Давайте познакомимся с особым видом движения – реактивным.
Реактивным движением тела называется такое движение, которое происходит в результате отделения от тела каких либо частиц или частей, пусть даже самых маленьких.
Во время Великой отечественной войны у нашей армии были реактивные установки, которые солдаты называли «Катюшами». Катюша выпускала по врагу сразу несколько ракет.
После второй мировой войны в разных странах были созданы реактивные самолеты.
Использовать ракету для полетов в космос придумал наш соотечественник Константин Эдуардович Циолковский более ста лет назад.
Впервые ракету для полета человека в космос сконструировал Сергей Павлович Королев и на ней был запущен первый искусственный спутник Земли. И русское слово «спутник» вошло во все языки мира.
Свое название ракета получила благодаря своей форме. Она похожа на веретено.
В русский язык это слово пришло из немецкого во времена Петра Первого. Так назывались ракеты для фейерверков. А в немецкий язык оно пришло из итальянского, в котором оно значило «веретено».
Ракета имеет вытянутую форму, как и веретено.
Крылышки у ракеты - это воздушные рули. Они помогают управлять ракетой, пока она летит в атмосфере.
А теперь будем делать модель ракеты.

2. Аккуратно ножницами вырежьте все детали.

3. Чтобы легче сгибать детали по линиям сгиба легким нажатием проведем канцелярским ножом, затем согнем все линии сгиба на деталях.

4. Собирать ракету начнем с основного корпуса (3).Чтобы бумага легче сворачивалась, протяните ее между столом и ребром линейки. Намажьте клеем кромку и склейте. Придержите шов, пока он не «схватится».

Сборка головного обтекателя. Согните деталь по линиям сгиба. Намажьте клеем кромку и склейте.

Приклейте шпангоут (2) на конус ракеты. Дайте клею подсохнуть и приклейте головной обтекатель, выровняв предварительно грани.

6. Отогните кромки по пунктиру у стабилизаторов, намажьте внутренние стороны клеем и соедините с корпусом ракеты с двух противоположных сторон.

7. Верхний стабилизатор приклеиваем по центральной пунктирной линии у головного обтекателя, а нижний киль с противоположной стороны снизу ракеты.

8. Осталось склеить трубочку. Её делаем также как и основной корпус. Только проклеиваем не одну, а две кромки.

9. Ракета готова. Можно ее раскрасить, добавить аппликацию и приступить к реактивному запуску.

Для этого вставьте трубочку в отверстие ракеты на 2/3 и сильной струёй воздуха запустите ракету. Трубочка должна остаться в руках, а ракета совершить полёт.

Сегодня вы стали конструкторами космической техники. И со временем вы построите корабли, которые доставят вас к другим планетам и звездам.

1.головной обтекатель Масштаб 1:2
2. шпангоут
3. основной корпус
4. трубочка
5. правый стабилизатор
6. левый стабилизатор
7. верхний киль
8. нижний киль
Оставить отзыв или комментарий
|