
ZNV.RU - Мастер-классы - Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: рекомендации по структуре, содержанию и оформлению.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: рекомендации по структуре, содержанию и оформлению.
Волкова Валентина Васильевна
Методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Центр развития и творчества" Костромская область. г. Нея Россия
Написание программы - это тяжелый труд. И педагогу очень важно иметь под рукой методические рекомендации по написанию программ. В данном мастер классе дана технология написания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – это:
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат
- модель образовательного процесса, отражающая процесс взаимодействия всех его участников и содержащая ценностно-целевое обоснование содержания образования и технологии его передачи воспитанникам
-комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, представленный в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст. 2, п. 9).
Написание программы - это тяжелый труд. И педагогу очень важно иметь под рукой методические рекомендации по написанию программ.

Титульный лист программы. Что должно быть обязательно на титульном листе.

Образец титульного листа.

Основные элементы пояснительной записки.

Направленностей программы может быть 6: художественная, физкультурно-спортивная, техническая, социально-педагогическая, естественнонаучная, туристско-краеведческая.
*Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями)

Новизна программы. Используя слова «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Актуальность программы обусловлена … (потребностями и интересами обучающихся, современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др.). Здесь автор формулирует педагогическую проблему, которую обосновывает как значимую: поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым адресована программа, и предпосылки в решении этих задач. Актуальность - важность, значительность для настоящего момента, современность, злободневность авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемой программы. Слово «актуальность» происходит от латинского actualis - действительный, настоящий. В качестве синонимов актуальности можно привести слова жизненность, насущность, важность, своевременность, современность. Актуальные проблемы, вопросы - это те, которые волнуют людей в данный момент на сознательном и подсознательном уровне.

Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности обучающегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Возможно кратко отразить те основные идеи, на которых базируется программа, не вошедшие в указанные позиции.
Словарь: Целесообразность педагогическая – наибольшее соответствие выбранного подхода (варианты содержания, действий, технологии, методов, средств) образовательной деятельности для достижения оптимального результата в данной ситуации.

Отличительные особенности программы (программа принципиально новая или модифицированная, за основу взята ... обобщен опыт … преимущества данной программы перед аналогичными, принципы отбора и формирования содержания). Далее, используя слова «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима.
Задачи конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: (должны отвечать на вопрос: Что сделать?)
- научить …
- привить …
- сформировать …
- развить …
- воспитать …

- Возраст учащихся, которым адресована программа (возрастные особенности и их учет, принципы набора и формирования групп, количество учащихся в группах).
- Формы занятий: (указываются формы с краткой характеристикой).
- Срок реализации программы: количество недель, месяцев, лет, необходимых для освоения программы (запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых результатов).

Возраст обучающихся, которым адресована программа - возрастные особенности и их учет, принципы набора и формирования групп, количество учащихся в группах.

Запланированный срок должен быть реален для достижения цели и ожидаемых результатов.

Формы и режим занятий. Основание – нормативные требования СанПиН 2.4.4.3172-14 .

Ожидаемые результаты (планируемые): четко и конкретно, в соответствии с целью и задачами, перечислены достижимые приобретаемые знания, умения и навыки, качества личности, приоритет формирования общих способностей над специальными, личностные и метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

Программа включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебным планом.

Формы подведения итогов должны соответствовать направленности программы. Возможны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и особенностям обучающихся, мониторинг эффективности реализации программы.

Учебный план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др.

Образец. Как должен выглядеть учебный план.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно УП.
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП.
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме).
- материал следует излагать назывными предложениями.
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.).
- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

Образец оформления содержания УП.
Отражает современные достижения развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, интересное содержание для обучающихся.

Методическое обеспечение программы должно быть описано максимально подробно.

Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ №273, ст.2, п.92 ст. 47, п.5). Календарные учебные графики должны быть закреплены локальным актом образовательной организации.

Оформление календарного учебного графика может быть таким.

Оформление календарного учебного графика может быть также таким. Но его структура должна быть закреплена локальным актом организации.

Методическое обеспечение программы включает в себя также и
материально-техническое обеспечение (условия реализации программы):
- помещение, площади, оборудование, приборы, информационные ресурсы
- требования к учебному кабинету (его размерам, освещению, вентиляционному режиму, покрытию пола)
- требования к оборудованию (технические средства обучения, специальные приспособления при оформлении образовательных программ детских объединений, информационных технологий, необходимо указать компьютерный класс)
- требования к оснащению (инвентарь и расходные материалы в расчёте на каждого обучающегося в объединении).

Список литературы оформляется по ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

К программе должны быть приложения. Они хранятся у педагога, и нарабатываются с каждым годом.

Если Вы решили написать программу, изучите нормативно-правовые документы, используемые при написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п. 12, 17, 21)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
И тогда написать программу станет гораздо легче. Успехов Вам!
Отзывы и комментарии: 1
|